Избирательное право имеет каждый гражданин РФ. Осуществляется оно на основе демократических принципов избирательного права.
Принцип избирательного права это установленные законом исходные начала, обеспечивающие реализацию и защиту избирательных прав, организацию и
провидение демократических выборов.
Основные принципы избирательного права в России :
1. Принцип всеобщего избирательного права
Избирательными правами в России может пользоваться достаточно широкий круг лиц. Право избирать принадлежит гражданам РФ, достигшим возраста 18 лет. Право избираться принадлежит гражданам РФ, достигшим возраста, установленного Конституцией РФ, федеральными законами, законодательством субъектов РФ.
Например: Президентом РФ может быть избран гражданин РФ не моложе 35 лет, постоянно проживающий в России не менее 10 лет.
Не имеют права избирать и избираться граждане РФ, признанные судом недееспособными или содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда. Иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно проживающие на территории соответствующего муниципального образования также имеют право избирать и избираться в органы местного самоуправления, участвовать в местном референдуме наряду с гражданами РФ.
2. Принцип равного избирательного права
В данный принцип входят три составляющие:
а) Означает, что все субъекты избирательного процесса наделяются равным объемом прав и обязанностей.
б) Каждый избиратель обладает на выборах одинаковым количеством голосов.
в) На выборах должно обеспечиваться равное представительство граждан.
3. Принцип прямого избирательного права
Означает, что каждый гражданин, обладающий правом избирать, участвует в выборах лично. Он путем непосредственного волеизъявления определяет представителя своих интересов в органах государственной власти. Голосование за других избирателей возможно лишь в отдельных случаях, предусмотренных законодательством.
4. Принцип тайного голосования
Направлен на исключение возможности контроля за волеизъявлением избирателей. Обеспечивается заполнением избирательного бюллетеня в специально оборудованных кабинках, где присутствие других лиц недопустимо.
5. Принцип обязательности и периодичности выборов
Означает, что граждане имеют право контролировать деятельность выборных органов власти, отстраняя от власти одних должностных лиц и наделяя полномочиями других. Периодичность выборов определяется установленными сроками полномочий соответствующих органов власти.
Например, срок полномочий Государственной Думы составляет четыре года. Периодические выборы обеспечивают постоянный доступ всех граждан к участию в управлении государством и являются гарантией реализации их избирательных прав.
6. Принцип свободы выборов
Означает, что каждый избиратель добровольно реализует свои избирательные права. Никто не вправе его принуждать к какому-либо выбору. В некоторых странах (Италия, Австрия и др.) участие в выборах носит обязательный характер, за неучастие предусматривается ответственность. В России же избирательные права рассматриваются с точки зрения возможного, а не должного.
7. Принцип состязательности
Означает, что выборы должны быть альтернативными, т.е. должна быть возможность выбора между двумя и более кандидатами.
порядок выборов Президента РФ
Порядок выборов Президента РФ регламентируется Конституцией РФ, ФЗ «О выборах Президента РФ», Законом «Об основных гарантиях избирательных прав».
Президент РФ избирается на 4 года гражданами РФ на основе всеобщего, тайного, прямого голосования. К кандидатам в президенты предъявляются следующие требования:
- возраст не менее 35 лет;
- постоянное проживание на территории РФ не менее 10 лет.
Одно и то же лицо не может избираться на должность президента более чем на два срока. При проведении выборов необходимо наличие не менее двух кандидатов, выборы проводятся по единому избирательному округу, включающему в себя всю территорию РФ.
Избирательный процесс проходит в несколько этапов:
1.Назначение выборов
Дату выборов Президента РФ назначает Совет Федерации Федерального Собрания РФ (это обязательно должно быть воскресенье). Решение о назначении выборов должно быть принято не ранее, чем за 100 дней и не позднее, чем за 90 дней до дня голосования.
2. Формирование избирательных комиссий
При выборах президента создаются избирательные комиссии. ЦИК РФ и избирательные комиссии субъектов РФ действуют на постоянной основе. Остальные же (участковые и территориальные избирательные комиссии) формируются в соответствии с законодательством. СМИ (газеты, телевидение, радио) обязаны размещать информацию и предоставлять эфирное время для информирования избирателей безвозмездно.
Главную роль в подготовке и проведении выборов играет ЦИК. Она руководит деятельностью остальных избирательных комиссий, оказывает им помощь, регистрирует избирательные блоки, кандидатов в президенты и др. Участковые избирательные комиссии формируются вышестоящими территориальными комиссиями не ранее, чем за 30 дней и не позднее. Чем за 28 дней до голосования.
3. Создание избирательных участков и составление списков избирателей
Для проведения голосования и подсчетов голосов формируются избирательные участки – территориальные единицы, на которых проживает определенное число избирателей (не более 3 тысяч). Списки избирательных участков опубликовываются в СМИ. Избирательными комиссиями составляются списки избирателей и передаются на избирательные участки.
4. Выдвижение и регистрация кандидатов на должность Президента РФ
Кандидат на должность Президента может быть выдвинут политическими партиями, избирательными блоками, а также в порядке самовыдвижения. После выдвижения кандидата происходит сбор подписей в его поддержку с целью обеспечения регистрации. Подписи избирателей сдаются в ЦИК РФ, которая принимает решение о регистрации кандидата. Зарегистрированный кандидат получает удостоверение, обеспечивающее ему определенный статус. Снять свою кандидатуру с выборов кандидат может не позднее, чем за пять дней до выборов, подав письменное заявление в ЦИК РФ.
5. Предвыборная агитация
Кандидаты в президенты РФ вправе начинать предвыборную агитацию после своей регистрации. Главное требование к предвыборной агитации – создание равных условий для всех кандидатов. Предвыборная агитация прекращается в ноль часов по местному времени за сутки до дня голосования.
6. Голосование и подведение итогов выборов
Голосование проводится с 8 до 20 часов по местному времени на избирательных участках. По окончании времени голосования участковая избирательная комиссия подсчитывает избирательные бюллетени и составляет протокол. Окончательный подсчет голосов проводит ЦИК, в которую отправляются протоколы других избирательных комиссий. Избранным считается кандидат, который получил более половины голосов избирателей, принявших участие в голосовании при условии, что в выборах приняло участие более половины избирателей, включенных в списки для голосования. В случае, если ни один из кандидатов не получил абсолютного большинства голосов избирателей, назначается повторное голосование по двум кандидатам, получившим наибольшее число голосов. Для избрания Президентом РФ на повторном голосовании достаточно получить большее число голосов избирателей по отношению к другому кандидату. Выборы Президента РФ считаются несостоявшимися, если в них приняло участие менее половины избирателей, включенных в списки. Если же при проведении выборов были допущены нарушения закона, то они признаются недействительными. Избранный Президент РФ вступает в должность с момента принесения присяги.
Основания прекращения полномочий правительства
Конституция РФ предусматривает, что Правительство РФ действует в пределах срока полномочий Президента РФ, однако существуют случаи отставки Правительства. Конституция РФ устанавливает следующие случаи отставки Правительства:
1) Сложение полномочий перед новым Президентом РФ
Правительство РФ слагает свои полномочия перед вновь избранным Президентом РФ в день его вступления в должность. Это относится и к досрочным выборам. Решение о сложении Правительством РФ своих полномочий оформляется распоряжением Правительства в день вступления в должность Президента РФ. Если вновь избранный (переизбранный) Президент желает сохранить прежний состав Правительства и его главу, все равно требуется согласие Государственной Думы на кандидатуру Председателя Правительства.
2) Отставка Правительства по собственной инициативе.
Досрочное прекращение полномочий Правительства в этом случае предусматривает, что Правительство считает невозможным выполнение возложенных на него функций. Отставка принимается либо отклоняется Президентом РФ.
3) Решение Президента РФ об отставке Правительства.
Принимается лично Президентом и не требует объяснений с его стороны.
4) Выражение недоверия Правительству со стороны Государственной Думы.
Государственная Дума по инициативе депутатов дважды в течение трех месяцев выражает недоверие Правительству. После этого Президент РФ либо объявляет об отставке Правительства, либо распускает Государственную Думу и назначает ее новые выборы.
5) Отставка по решению Президента РФ в связи с отказом в доверии Правительству со стороны Государственной Думы.
Председатель Правительства ставит перед Государственной Думой вопрос о доверии Правительству. В случае отказа в доверии Президент в течение семи дней принимает решение об отставке Правительства, или же распускает Государственную Думу.
Наряду с коллективной отставкой Правительства РФ возможна и отставка отдельных ее членов. По предложению Председателя Правительства Президент может освободить от должности любого из членов Правительства. Также Председатель Правительства может подать Президенту заявление о прекращении своих полномочий с объяснением причины. Прекращение полномочий Председателя Правительства РФ приводит к отставке всего Правительства.
При любом из перечисленных случаев Правительство продолжает действовать по поручению Президента до формирования нового состава Правительства.
Сущность конституционного контроля
Правовая охрана Конституции обеспечивается с помощью конституционного контроля. Согласно статьям 71, 72 КРФ, контроль за ее соблюдением относится к вопросам ведения РФ, а обеспечение соответствия конституций республик федеративной Конституции входит в предмет совместного ведения РФ и входящих в ее состав республик.
Конституционный контроль осуществляется Президентом РФ, который в соответствии со статьей 80 КРФ является гарантом Конституции. В содержание присяги президента входит обязанность соблюдать и защищать Конституцию.
Также в целях защиты Конституции формируется Конституционный Суд РФ. Порядок формирования и деятельности Конституционного Суда регламентируется статьей 125 КРФ. Конституционный Суд решает споры о соответствии нормативно-правовых актов КРФ, решает споры о компетенции, рассматривает жалобы граждан и запросы судов, дает толкование Конституции.
В осуществлении конституционного контроля участвуют и другие органы законодательной власти: Верховный Суд РФ, Прокуратура РФ в пределах их компетенции, устано
Комментариев нет:
Отправить комментарий