Административное право
это отрасль права, регулирующая общественные отношения, возникающие в связи с реализацией исполнительной власти, осуществления государственной власти.
Предмет административного права:
1 Отношения, возникающие в процессе осуществления государственного управления на всех его уровнях: от президента РФ до администрации гос. предприятий, учреждений и организаций;
2 Внутриорганизационные отношения, возникающие во всех государственных органах (информационно-аналитическая работа, делопроизводство, перемещение по службе, увольнение, дисциплинарная ответственность, поощрение и т.п.);
3 Общегосударственный контроль, на всей территории РФ всех гос.органов с точки зрения законности и целесообразности;
4 Деятельность судов и судей по рассмотрению дел об административных правонарушениях;
5 Общественные отношения, возникающие в деятельности исполнительных органов местного самоуправления.
Задачами административного права являются:
- охрана прав и свобод человека и гражданина;
- охрана здоровья граждан;
- санитарно-эпидемиологического благополучия населения;
- защита общественной нравственности;
- охрана окружающей среды;
- охрана общественного порядка и общественной безопасности и т.д.
Источники административного права:
- Конституция РФ;
- Законодательные акты Федерального Собрания РФ,
- Кодексы (таможенный, налоговый, бюджетный, воздушный, водный, земельный и др., которые носят преимущественно административно-правовой характер),
- Подзаконные федеральные акты (указы и распоряжения Президента РФ, постановления и распоряжения Правительства РФ, приказы, постановления государственных комитетов, министерств, служб РФ и других федеральных органов исполнительной власти);
- Законы и подзаконные акты субъектов РФ,
- Акты органов местного самоуправления (приказы руководителей государственных предприятий и учреждений и др.).
Субъекты административного права
- все физические лица (граждане РФ и иностранные граждане),
- юридические (негосударственные объединения, организации, предприятия, учреждения различной формы собственности, общественные объединения и др.),
- органы государственной власти, органы местного самоуправления.
- органы общей компетенции - Правительство РФ, администрации субъектов РФ. Они осуществляют руководство, большинством отраслей управления, обеспечивая экономическое, социально-культурное развитие на подведомственной территории.
- органы отраслевой компетенции (министерства, некоторые государственные комитеты, департаменты) осуществляют руководство подчиненными им отраслями (например, Министерство здравоохранения РФ, Комитет Российской Федерации по металлургии и др.). - органы межотраслевой компетенции выполняют специальные функции, общие для всех отраслей и сфер управления (например, Министерство финансов РФ, Министерство экономики РФ и др.).
- органы местного самоуправления к ним относятся: выборные органы, образуемые в соответствии с уставами муниципальных образований.
Административно-правовой статус граждан включает в себя комплекс его прав и обязанностей, государственные гарантии осуществления этих прав и обязанностей.
Административные правоотношения возникают в связи с :
1. Реализацией гражданами их законных прав (право участия в выборах, право на медицинскую помощь, право на обслуживание и др.);
2. С выполнением гражданских обязанностей (платить за установленные налоги и сборы, выполнять воинский долг и др.);
3. С нарушением органами исполнительной власти, их должностными лицами прав и законных интересов граждан (отношение по жалобе);
4. С нарушением гражданами их административно-правовых обязанностей (ответственность за административное правонарушение).
Административные правонарушения и административная ответственность.
Административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое административным законодательством установлена административная ответственность
Основные виды административных правонарушений:
1. Правонарушения, посягающие на права граждан: нарушение избирательного законодательства, законодательства о труде, социальных гарантий и др.;
2. Правонарушения посягающие на здоровье, санитарно-эпидемиологическое благополучие населения и общественную нравственность: нарушение требований к питьевой воде, организации питания, незаконный оборот наркотических и психотропных средств, занятие проституцией, потребление наркотических и психотропных средств и др.
3. Правонарушения в области охраны собственности: самовольное занятие земельного участка, самовольное подключение и использование электрической, тепловой энергии, нефти или газа, мелкое хищение и т.д.;
4. Правонарушения в области охраны окружающей природной среды и природопользования: бесхозяйственное использование земель; самовольное отступление от проектов землеустройства, незаконная порубка деревьев, самовольное сенокошение; засорение лесов бытовыми отбросами, нарушение правил пожарной безопасности в лесах и др.;
5. Правонарушения в промышленности, строительстве и энергетике: нарушение правил и норм эксплуатации оборудования, нарушение установленного порядка строительства объектов, приемки, ввода их в эксплуатацию, нарушение правил использования атомной энергии, повреждение электрических сетей, повреждение тепловых сетей, топливопроводов, совершенное по неосторожности др.;
6. Правонарушения в сельском хозяйстве, ветеринарии и мелиорации: нарушение правил производства, заготовки, обработки, хранения, реализации, транспортировки семян, нарушение проекта мелиоративных работ нарушение правил ведения племенного животноводства;
7. Правонарушения на транспорте: действия, угрожающие безопасности движения на железнодорожном, воздушном, водном транспорте и др.;
8. Правонарушения в области дорожного движения: нарушение правил дорожного движения;
9. Правонарушения посягающие на общественный порядок: мелкое хулиганство, распитие спиртных напитков или появление в пьяном виде в общественных местах; незаконное ношение оружия, азартные игры и др.
10. Правонарушения в области связи и информации: нарушение правил защиты информации, нарушение порядка изготовления и распространения продукции СМИ и др.
11. Правонарушения в области предпринимательской деятельности: нарушение правил торговли; незаконная продажа товаров, незаконное получение кредитов, фиктивное или преднамеренное банкротство и др.;
12. Правонарушения в области финансов, налогов и сборов: уклонение о налогов, нецелевое использование бюджетных средств и т.д.;
13. Правонарушения в области таможенного дела: транзит, таможенный режим, недекларирование товаров и транспортных средств и др.;
14. Правонарушения посягающие на институты государственной власти: неисполнение решений судьи, прокурора, незаконное ношение государственных наград, форменной одежды правоохранительных или контролирующих органов и т.д.;
15. Правонарушения в области защиты Государственной границы РФ и обеспечения режима пребывания иностранных граждан или лиц без гражданства на территории РФ: нарушение режима Государственной границы, нарушение иностранным гражданином режима пребывания (проживания) в РФ, нарушение иммиграционных правил и т.д.;
16. Правонарушения против порядка управления: неповиновение законному распоряжению сотрудника милиции, органом уголовно-исполнительной системы, непредставление сведений, подделка документов, печатей, штампов и др.;
17. Правонарушения в области воинского учета: несообщение сведений о гражданах, состоящих или обязанных состоять на воинском учете, неисполнение гражданами обязанностей по воинскому учету.
Основными элементами юридического состава административного правонарушения являются объект, объективная сторона, субъект и субъективная сторона правонарушения.
Объект - это общественные отношения, урегулированные нормами права и охраняемые мерами административной ответственности.
Объективная сторона - действие или бездействие, которое запрещено нормами административного или иных отраслей права, за которое установлена административная ответственность. Это должно быть осознанное поведение, а также должна быть причинно-следственная связь между деянием и последствиями.
Субъект - вменяемое лицо - гражданин РФ, иностранного государства или лицо без гражданства, достигшее 16 лет, юридическое лицо.
Субъективная сторона - психическое отношение к деянию и последствиям. Оно выражается в форме умысла или неосторожности.
Понятие и виды административных взысканий
Административное взыскание - это мера административной ответственности за административное правонарушение.
Цель - защита правопорядка, воспитание лиц, совершивших административные правонарушения предупреждение совершения новых правонарушений самими правонарушителями и другими лицами.
За совершение административных правонарушений могут применяться следующие виды административных взысканий:
1. Предупреждение как официальное порицание физического или юридического лица, применяется за незначительные административные правонарушения и выносится в письменной форме.
2. Административный штраф - взыскание имущественного (денежного) характера может выражаться в величине кратной: 1)минимальному размеру оплаты труда (МРОТ), при этом не менее одной десятой и не более 25 МРОТ на граждан, 50 на должностных лиц, 1000 юридических лиц; 2) стоимости предмета административного правонарушения на момент окончания или пресечения административного правонарушения; 3) сумме неуплаченных налогов, сборов, подлежащих на момент окончания или пресечения административного правонарушения, либо сумме незаконной валютной операции.
В соответствии с законодательством РФ сумма административного штрафа подлежит зачислению в бюджет в полном объеме.
3. Возмездное изъятие орудия совершения или предмета административного правонарушения является их принудительное изъятие и последующая реализация с передачей бывшему собственнику вырученной суммы за вычетом расходов на реализацию изъятого предмета. Возмездное изъятие назначается судьей. Возмездное изъятие охотничьего оружия, боевых припасов и других дозволенных орудий охоты или рыболовства не может применяться к лицам для которых охота и рыболовство является основным законным источником средств к существованию. Назначается судьей.
4. Конфискация - это принудительное безвозмездное изъятие предмета, явившегося орудием совершения или непосредственным объектом административного правонарушения, в собственность государства. Конфискация как мера административной ответственности состоит в безвозмездном изъятии только предмета правонарушения, но не вообще имущества правонарушителя как меры уголовной ответственности.
5. Лишение специальных прав, предоставленных гражданину (права управления транспортными средствами, права охоты), на срок от 1 месяца до двух лет. Лишение прав управления транспортными средствами не может применяться к лицам, пользующимся этими средствами в связи с инвалидностью, кроме случаев, предусмотренных законодательством (управление в состоянии опьянении, и др.). Лишение права охоты не может применяться к лицам, для которых охота является основным источником существования.
6. Административный арест заключается в содержании нарушителя в условиях изоляции от общества и устанавливается на срок до 15 суток, а за нарушение требований режима ЧП или режима в зоне проведения контртеррористической операции до 30 суток. Назначается судьей. Срок административного задержания включается в срок административного ареста. Административный арест не может применяться к беременным женщинам, женщинам, имеющим детей в возрасте до 14 лет, к лицам, не достигшим 18 лет, к инвалидам I и II групп.
7. Административное выдворение за пределы РФ иностранных граждан или лиц без гражданства заключается в принудительном и контролируемом перемещении указанных граждан и лиц через Государственную границу РФ за пределы РФ, либо контролируемом самостоятельном выезде иностранных граждан или лиц без гражданства. Административное выдворение назначается судьей или соответствующими должностными лицами.
8. Дисквалификация заключается в лишении физического лица права занимать руководящие должности в исполнительном органе управления юридического лица, входить в совет директоров (наблюдательный совет), осуществлять предпринимательскую деятельность по управлению юридическим лицом. Административное наказание устанавливается на срок от 6 месяцев до 3 лет. Назначается судьей.
9. Административное приостановление деятельности заключается во временном прекращении деятельности лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, а также эксплуатации агрегатов, объектов, зданий, осуществления отдельных видов деятельности, оказания услуг. Назначается судьей только в случаях предусмотренных статьями Особенной части КоАП РФ. Устанавливается на срок до 90 суток.
Административное взыскание может быть наложено не позднее двух месяцев со дня совершения административного правонарушения, а при длящемся правонарушении - двух месяцев со дня его обнаружения.
При назначении административного наказания физическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
span>
Обстоятельства, смягчающие ответственность:
- раскаяние лица, совершившего административное правонарушение;
- добровольное сообщение лицом о совершенном им административном правонарушении;
-предотвращение лицом, совершившим административное правонарушение, вредных последствий административного правонарушения, добровольное возмещение причиненного ущерба или устранение причиненного вреда;
- совершение административного правонарушения в состоянии сильного душевного волнения (аффекта) либо при стечении тяжелых личных или семейных обстоятельств;
- совершение административного правонарушения несовершеннолетним;
-совершение административного правонарушения беременной женщиной или женщиной, имеющей малолетнего ребенка.
Обстоятельства, отягчающие ответственность:
- продолжение противоправного поведения, несмотря на требование уполномоченных на то лиц прекратить его;
- повторное совершение однородного административного правонарушения, если за совершение первого административного правонарушения лицо уже подвергалось административному наказанию;
- вовлечение несовершеннолетнего в совершение административного правонарушения;
- совершение правонарушения группой лиц;
- совершение правонарушения в условиях стихийного бедствия или при других чрезвычайных обстоятельствах;
- совершение правонарушения в состоянии опьянения.
Судья, орган, должностное лицо, назначающие административное наказание, в зависимости от характера совершенного административного правонарушения могут не признать данное обстоятельство отягчающим.
Освобождение от административной ответственности
возможно по причинам малозначительности проступка, либо с передачей материалов дела на рассмотрение товарищеского суда, общественной организации или трудового коллектива.
Производство по делам об административных правонарушениях регулируется нормами Кодекса РФ об Административных правонарушениях (2001г.), законодательными актами РФ, субъектов РФ, подзаконными актами.
Стадии административного процесса:
- возбуждение дела и административное расследование;
- рассмотрение дела;
- вынесение решения по делу;
- исполнение решения;
- обжалование и опротестование решения.
Генеральный прокурор Российской Федерации и назначаемые им прокуроры осуществляют в пределах своей компетенции надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением действующих на территории Российской Федерации законов при производстве по делам об административных правонарушениях, за исключением дел, находящихся в производстве суда.
Комментариев нет:
Отправить комментарий